Для Вас, родители!

Чем можно заняться с Вашими детьми дома, что бы повысить их интерес к семье и семейным традициям и ценностям к прошлому вашей семьи:

«Наш семейный альбом»
Расскажите детям о своём детстве. Рассмотрите вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку.

«Детство родителей»
Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.
«Семейные реликвии»
Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазестарых открытках.

4.«История нашей семьи»
Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились.

«Интересные истории из жизни»
Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК К 5 ГОДАМ?
Математика:

• считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько всего»?
• сравнивать две группы предметов, используя счет;
• сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними;
• узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
• уметь видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вверх, вниз, вперед);
• знать правую и левую руку;
• различать предметы «много — один»;
• различать равенство и неравенство групп предметов;
• решать математичecкие задачки.

Развитие речи:
• правильно произносить все звуки;
• использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его познакомили;
• составлять связный рассказ не менее чем из 3 – 4 предложений;
• понимать содержание картинок, рассказывать, что на них нарисовано;
• правильно называть существительные в единственном и множественном числе;
• правильно употреблять предлоги: под, над, перед, в и т.д.;
• пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.

Кругозор:
• знать свою фамилию, имя, домашний адрес;
• знать, как зовут родителей;
• уметь рассказать о себе и своей семье, знать, где работают родители;
• уметь различать части суток и времена года, знать чем они отличаются;
• знать транспортные средства;
• иметь представления о родном городе;
• знать 4 – 5 деревьев, уметь определить их по листьям;
• называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, деревья, животные;
• знать домашних и диких животных;
• различать и называть основные состояния погоды;
• знать названия некоторых профессий;
• знать 9 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, голубой, розовый;
• знать и уметь рассказывать несколько сказок;
• отгадывать загадки о предметах окружающего мира;
• называть слова в единственном и множественном числе.

Мышление:
• уметь устанавливать простейшие связи – светит солнце и на улице становится тепло;
• использовать обобщающие слова;
• знать слова с противоположным значением (высокий — низкий);
• различать и правильно называть части суток, времена года.

Память:

• знать наизусть короткие стихи, потешки;
• пересказывать знакомые сказки.

Моторика и пространственная ориентация:
• различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя, двигаться в заданных направлениях;
• рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии, округлые линии.


Детсадовские инфекции - что обязательно нужно знать.


«До садика не болел, в садике — раз в две недели с простудой» - эта ситуация, знакомая большинству мам, вызывает недоумение и пугает. Но ничего необычного не происходит. В большом коллективе даже самый крепкий малыш будет болеть чаще.


Причина не в слабом здоровье, и не в плохом детсадовском уходе. Оказавшись в окружении множества новых людей, детский организм приспосабливается к их «бактериальному наполнению» и учится справляться с чужими микроорганизмами. Этот процесс необходим для становления и нормальной работы иммунитета. И маме нужно не паниковать, а поддержать детский организм в этой серьезной работе: обеспечить свежий воздух, здоровое питание и нормальную активность.


Но кроме привычных простуд и насморков, в детсадовском коллективе ребенка могут ждать и более серьезные инфекции. И, чтобы вовремя распознать и победить эти болезни, их лучше знать в лицо.

▶ ВЕТРЯНАЯ ОСПА


Чрезвычайно заразное заболевание. Подхватить ветрянку можно даже без прямого контакта – просто посидеть с больным в соседних комнатах.


Проявления: слабость, головная боль, потеря аппетита, повышение температуры, насморк и боль в горле. Главный признак – небольшие красные пятнышки, которые часа через два после появления превращаются в пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью. Уже на следующий день пузырек сморщивается; позже на его месте образуется корочка, которая потом отпадет. Следов ветряная оспа обычно не оставляет. Врачи справедливо считают, что лучше переболеть ветрянкой в детском возрасте, чем будучи взрослым – после 12 лет это заболевание протекает довольно тяжело.


Что делать: главное – не давайте малышу расчесывать пузырьки иначе занесет инфекцию и будут осложнения! Сейчас существуют специальные мази, которые прекрасно снимают зуд именно при ветрянке. И не снижайте высокую температуру аспирином – это лекарство несовместимо с ветряной оспой; вместе они могут дать осложнения со стороны печени.


Прививка: необязательна, хотя вакцины разработаны.

▶ КОРЬ


Как и ветрянкой, корью очень легко заразиться: вирус очень живучий и летучий. До введения прививок корью болел почти каждый.


Проявления: высокая температура, кашель, насморк, головная боль, конъюнктивит – вирус кори любит слизистые оболочки глаз и век. Через два-три дня (реже – через пять дней) появляется ярко-розовая сыпь с зернышко чечевицы; позже пятнышки, сливаясь друг с другом, образуют пятна. Обсыпание начинается с головы, за пару дней спускается к ногам.


Что делать: соблюдать в доме максимальную чистоту – корь бьет по иммунитету, ребенок может подхватить еще одну инфекцию. Давать витамины А и С – в это время их уровень в организме резко снижается.


Прививки: в год и в шесть лет.

▶ КРАСНУХА


Проявления: как и корь, характеризуется сыпью – но сыпь бледно-розовая и более мелкая; пятнышки редко сливаются между собой. Сыпь при краснухе начинается с лица и распространяется по всему телу за несколько часов; держится три дня. Температура обычно небольшая. Вирус краснухи поражает лимфатические узлы, и они увеличиваются. Протекает обычно легко.


Что делать: лечение симптоматическое; с вирусом организм легко справляется сам. Но очень важно помнить, что краснуха крайне опасна для плода. Так что, если вы ждете ребенка, а ваш малыш принес из детсада краснуху, немедленно сообщите об этом своему врачу.


Прививки: в год и в шесть лет.

▶ ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ (СВИНКА)


Проявление. Название болезни говорит за себя: инфекция поражает околоушные и подчелюстные слюнные железы, которые в результате опухают; эта припухлость и есть первый признак болезни. Остальные железы организма вирус тоже поражает.


Что делать: предлагать больному пищу, которую легко жевать: пораженные слюнные железы – это боль при жевательных движениях.


Прививки: в год и в шесть лет.

▶ СКАРЛАТИНА


Это инфекция бактериальная; ее вызывает разновидность стрептококка. Заразиться скарлатиной можно и воздушно-капельным путем, и через игрушки или одежду.


Проявление. Начало острое – сильно болит горло, подскакивает температура; через несколько часов появляется сыпь. Первые пятнышки обычно возникают на груди, потом ими покрывается все тело; больше всего их на боках, локтевых и коленных сгибах. Носогубный треугольник остается бледным и свободным от сыпи, а щеки прямо-таки багровеют; характерный признак – ярко-малиновый язык. Горло очень красное, на миндалинах – налет. Позже, на исходе заболевания, сильно шелушатся ступни и ладони – сухая кожа сходит буквально лоскутами. Неприятно, но не опасно.


Что делать: смело давать ребенку антибиотики, которые назначил врач; без них организм со стрептококком не справится. И не спешите с возвращением в детский сад – с начала заболевания должно пройти минимум три недели.

Прививка: не существует.  






Говорите своему ребенку

1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.

 Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14 О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.

 Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

 Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если .....?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое "оно" на вкус?

 Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик.
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.

 Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

 Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.

 Отпускайте:
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.

 Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.



Консультация для родителей
«Развиваем речь, играя» 

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
 - Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»


Консультация:  «Знаете ли вы своего ребенка»

Цель: способствовать развитию доброжелательности, взаимопониманию в общении с ребенком.
«Знаете ли вы своего ребенка?»- «конечно»- ответите вы. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных»
Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И, возможно, через 10—12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.
Как вы думаете, что надо знать о своем ребенке? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке надо знать все. А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе»к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное. Нужно знать состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональную стабильность, или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта), или общительность (повадки экстраверта). Направленность личности (личностная, деловая, коллективная).
Итак, допустим, вы знаете, что ваш практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность – личностная, мальчику 5 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятельности, общении с окружающими? 
(Мнение родителей)
А теперь я вам скажу как: наверное вы будете радоваться степенности , основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует. Но у вас есть повод и для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит , когда его вовлекают в общественную работу и т.д.
Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизиологические  особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности темперамента, его свойств, учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.
Послушайте сочинение, взятое из педагогической литературы.
Я очень хотела иметь детей. Но мне долго это не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина… Когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым  годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский садик, вот поступает в школу…но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки. Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой, агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи. Ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется. Что я сойду с ума.
Какую реакцию вызвало у вас это сочинение?
Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию.
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.
Мудрость родителей заключается в том, что видя то и другое , они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сделала вывод о том, что не воспитала в ребёнке ничего хорошего. Но ребёнок не пустой сосуд. И если в нём не формируются какие-то  положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребёнок ленив, это означает, что в семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит , он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.
Проводится тест «Какой вы родитель?» (отметить те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми)
В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер.  То, что взрослые вкладывают в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы , не зная будущего своего ребёнка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справится сами. Не нужно быть большими знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определённой последовательности.
Каковы же они, главные законы детства? Ребёнку для полноценного развития необходимы:
-нормальные родители;
-хорошие родители ;
-полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
- постоянная, активная,  соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности- вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит  в том, что для каждого возраста характерен не только определённый состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребёнка к новой, высшей степени развития. В дошкольном возрасте- это игровая деятельность.
Нарушение нормального развития ребёнка наступают, когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребёнок уподобляет «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует  или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющего поведения нередко берёт своё начало в раннем детстве или при стечении неблагоприятных обстоятельств  приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступком и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Педагогическая запущенность- это состояние личности ребёнка, вызванное недостатками в его развитии , поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания и т.д.  
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребёнка из состояния дискомфорта(чувства ненужности , незащищённости, заброшенности, неполноценности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

Консультация для родителей.
«Как научить ребенка играть».
Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность.
В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими людьми, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он не только действиям подражает, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.
Все это происходит в том случае, если игры дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и в дальнейшем у ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. Игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки и т.д.) с ребенком. В играх с близкими людьми, а затем и в самостоятельной игре ребенка, реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал (кубики); превратить в кровать для большого мишки и коляску для его прогулки; использовать как чемодан для кукольной одежды и т.п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у ребенка, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2 – 3 игрушки одного вида. Когда у малыша много однообразных игрушек, ограничивается его игровой опыт, интересы, а, следовательно, и развитие.
Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки – их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.
Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяется отдельный уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет еще планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать, и т. п. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.
Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их.
Домашние игрушки заменяют ребенку братьев и сестер, если их у него нет. Но игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у дошкольника он еще мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой, не может играть самостоятельно, поэтому ищет сотрудничества со взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребенку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.
Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать ее. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка часто стоит не дорого, ее можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой у сына (дочери) связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.
Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по-разному: если у мишки оторвалась лапа, ухо, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль медицинской сестры (подержать, подать или просто постоять рядом); если у машины отскочило колесо, ее можно поставить на время ремонта в «гараж», сделанный из строителя.
         Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

Памятка для родителей.
Советы для пап и мам.

Семья для ребёнка – это не только мама и папа, это ещё основа основ, начало социализации. Уроки жизни, которые малыш черпает из семьи, обладают огромной воспитательной силой, ведь их дают самые близкие и родные ребёнку люди. Их воздействие намного превосходит влияние других взрослых. Что же нужно делать, чтобы хорошо воспитать ребёнка?
Совет первый.

Прежде всего – надо любить ребёнка.
И это не так просто, как кажется. Легко любить, когда любовь приносит одни радости. Но дети не всегда радуют: они бывают непослушны, совершают проступки, лгут. Естественно, что мы огорчаемся, но плохо, когда с этим огорчением угасает любовь к ребёнку. Печально, когда родители начинают меньше любить своего малыша, потому что он кажется им хуже других детей (не так умный, не такой ловкий), или же потому что он не оправдывает в чём-то их надежд (нет музыкальных способностей, не любит рисовать).
А ведь мы должны любить детей не за то, что они «хорошие», а просто за то, что они есть, за то, что это наши дети. И если дочь или сын постоянно ощущают любовь близких, то они учатся доверять этому миру, знают, что они защищены. Это и позволяет им раскрыть свои лучшие качества. Лишённые этого тепла чаще склонны вести себя более жёстко, рационально и по отношению к своим детям, и по отношению к вырастивших их родителям.
Любовь близких ребёнок должен ощущать всегда и постоянно, даже в тех случаях, когда взрослые дают ему понять, что недовольны его поведением. Иначе малыш может решить, что им недовольны потому, что не любят… Так пусть он почувствует: им недовольны потому, что любят, ведь это послужит ему мощной поддержкой в желании исправиться.
Совет второй.

Взрослейте вместе со своими детьми.
Воспитание требует понимания внутреннего мира ребёнка, законов его развития. И если вы будете чутко наблюдать за особенностями возраста, улавливать происходящие изменения, поддерживать детское стремление идти вперёд, вы будете способствовать тому, чтобы его внутренний мир становился всё более богатым.
Воспитывая малыша, мы как бы заново переживаем и собственное детство, но на этот раз умудрённые жизненным опытом. И забота о развитии духовных сил должна сопровождаться совершенствованием нас самих. И не нужно забывать, что дети – это следующее поколение. Оно в чём-то будет умнее нас, и если не отгораживаться от нового и непривычного в мире детства, это даст нам возможность сохранить с годами и в себе ощущение развивающейся жизни. Не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас.
Совет третий.

Воспитывайте планомерно и постоянно.
Это означает постоянную заботу о развитии ребёнка изо дня в день. Важно именно качество общения с ребёнком: ведь даже один час, наполненный новым и интересным для малыша, важнее многих других, проведённых вместе с родителями, но скучных и неинтересных. А для ребёнка, обделённого вниманием, вред может стать двойным: во-первых, ущерб его развитию и во-вторых, обида на родителей и на тех, кто не был обойдён вниманием близких. Но в то же время не пытайтесь слишком управлять его поведением – ведь в таком случае он не будет способен к самостоятельности.
Совет четвёртый.

Укрепляйте веру ребёнка в себя.
Воспитание с помощью одёргиваний и замечаний – плохое воспитание. Лучше отмечайте любое достижение малыша, поощряйте его ласковой улыбкой, заинтересованностью, одобрительным словом. Ведь ощущение успеха очень важно для ребёнка – оно заставляет поверить в себя, а значит стремиться к большему. Поощряйте активность, достижения, при этом старайтесь ставить перед ним задачи, которые не будут для него неразрешимыми или слишком лёгкими.
Совет пятый.

Уважение к другим у ребёнка не придёт само собой.
Не рассчитывайте на то, что он «от природы» предрасположен к проявлению доброты и отзывчивости. И естественная и непосредственная любовь к близким должна дополниться уважением к ним, к их труду. А это большая и сложная программа. Выполнить её можно, если ребёнок на доступном для него уровне будет включаться в руду и заботы семьи.
Посильные трудовые задачи, несложные обязанности по дому будут не только способствовать росту умений и навыков, но и появлению ощущения, что он один из многих; вместе с открытием своей индивидуальности, вместе с осознанием себя как личности в нём будет складываться и понимание ценности других людей. Без уважения к другим людям не будет подлинного уважения к себе.
Совет шестой.

Заботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной атмосферы в семье.
Ведь и взрослым, и малышам трудно развиваться в бесконечных спорах из-за пустяков, если никто никогда ни в чём не хочет уступить. Семейная жизнь состоит из будней, но любовь и уважение друг к другу, радость повседневного общения смогут наполнить жизнь особым вдохновением.
Избегайте положения, при котором дедушки и бабушки считаются достаточно хорошими для того, чтобы ухаживать за ребёнком, но вот их «принципы воспитания» родителей не устраивают. Конечно, и от такта старших зависит многое – бывает ведь и так, что бабушки и дедушки как бы отнимают у родителей какие то ни было реальные возможности проявить любовь и заботу к своему сыну или к своей дочери.
Многообразия складывающихся в разных семьях связей и отношений всё равно не предусмотришь. Но важно одно – никто из членов семьи не должен чувствовать себя обделённым, ущемлённым из-за ребёнка.
И если в семейной атмосфере разлиты доброжелательность и любовь, малыш не может этого не чувствовать.
Совет седьмой.

Единство требований в воспитании.
Всем известно, что в случаях, когда отец говорит одно, мать – другое, когда родители строго запрещают что-то, а дедушка разрешает, добра не жди. Ребёнок привыкает лавировать, у него не складывается никакого чёткого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, - напротив, появляется убеждение: нет ничего безусловного, просто надо знать, кому что говорить и у кого что просить.
Необходима и взаимная терпимость. В случае, когда семья не приходит к компромиссу, тому, кто остался в меньшинстве, лучше помнить вот о чём: вероятно, в подавляющем большинстве случаев куда вреднее для ребёнка отсутствие у взрослых единой линии воспитания. А неправильная тактика, избранная вопреки вашей точки зрения, всё равно обнаружит свою несостоятельность, и тогда её можно будет исправить всем вместе.
Совет восьмой.

Не забывайте, что личный пример родителей очень важен для детей.
Самыми задушевными разговорами и разъяснениями вы не добьётесь многого, если ваше повседневное поведение не подкрепляет ваши наставления.
Малыш грубит бабушке и дедушке – не удивляйтесь, посмотрите на себя: быть может и вы позволили себе разговаривать со старшими членами семьи недовольным тоном.
Вам хочется, чтобы ребёнок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых поручений. Но вы замечаете, что он, например, не очень любит убирать за собой игрушки. Конечно, его можно просто заставить это сделать, как и многое другое в этом возрасте, но трудолюбие вы так и не воспитаете.
Психологи говорят, что обучение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом». Как же его создать? Наибольшее удовлетворение ребёнок испытает только тогда, когда он будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом и вместе с вами. Живой пример трудолюбия, или доброжелательности, или обязательности не может не запасть ему в душу.
                                Успехов Вам в воспитании ваших детей! 

Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет
                                        Развивая речь - мы вступаем на путь познания
                                        Развивая мысль – мы приближаемся к знанию
                                                                                          А. П. Кондарев

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов) .
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

Консультация «Умеете ли вы общаться со свои ребенком»

1.     Вступление.
Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, наши дети будут избавлены от внутри – личностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может. Для установления связи с детьми, надо найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а качество ощущения. Надо уметь понять, что хочет ребенок, вслушаться в его слова.
              Маленькие секреты в общении с ребенком
1 Секреты воспитания вежливого ребенка:
- если вы предъявляете к детям единые требования;
- требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняйте их сами;
- не забывайте говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной  ночи», «спасибо за  помощь»;
- правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
2 Чтобы ребенок слушался.
Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
- оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похожим на упрашивание;
- оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу;
- там, где вы должны требовать, никаких теорий не надо разводить, а требовать и добиваться выполнения этих требований.
3  Как воспитать у детей трудолюбие?
- дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье;
- научить его правильно выполнять поручение: терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
4  Что делать, если ребенок упрямится?
- не придавайте большого значения упрямству, примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка;
- не пытайтесь в это время что-либо внушить вашему ребенку, ругать в такой ситуации не имеет смысла, он сильно возбужден и не может вас понять;
- будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5 Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение.
- во время чтения выясните трудные слова;
- спросите, понравилось ли произведение? Чем?
- что нового, интересного он узнал?
- попросите рассказать о главном герое, событии;
- как описана природа?
- чему научила книга?
- предложите нарисовать картинку.
6 Можно ли контролировать поведение ребенка с помощью призов?
Подарки дарят безоговорочно, а приз надо завоевать, заслужить. Важно подчеркнуть, что приз ребенок получает не как знак благодарности родителей, а как законный заработок.
7 Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки:
- отмечайте его трудолюбие, выдумку;
- изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «нельзя идти гулять, не положив на место игрушки»;
- не давайте в пользование большого количества игрушек, их должно быть немного, причем каждой определено свое место: звери в зоопарке, машины в гараже и т.д.
8  Если в семье появился второй ребенок, родителям необходимо:
- заранее готовить старшего ребенка к появлению в семье младшего;
- дать малышу понять, что в семье ничего не изменилось, что младший ребенок не конкурент;
- не предпочитать новорожденному старшему и не сравнивать их;
- предлагать ребенку оказывать помощь в уходе за малышом;
- не обделять вниманием ребенка.
9  Если ребенок медлительный.
- таких детей нельзя нагружать дополнительными занятиями в кружках и секциях, чтобы не развивать в них комплекс неполноценности;
- помогать собираться без грубых окриков и упреков;
- чаще вовлекать в подвижные игры.
















Комментариев нет:

Отправить комментарий