Методическая копилка

                       
                       

                        

Дидактические игры по развитию речи дошкольников


Цель дидактической игры: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
«Часть и целое»
Вариант 1
Взрослый называет часть предмета, а ребенок должен назвать этот предмет. Например: крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д. 
Вариант 2
Взрослый говорит начальную часть какого-нибудь слова. Ребенок заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д. 
«Кто больше? »
Попросите ребенка назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы (С, А, И, Р, и т. д.) или слога (ПА, МА, РА и т. д.) . Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет. 
«Противоположности»
Попросите ребенка называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д. 
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». 
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
«Чем отличаются предметы? »
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
«Что общее? »
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи) ;
ромашка, тюльпан (цветы) ;
слон, собака (животные) .
У трех предметов:
мяч, солнце, шар —. 
тарелка, ваза, чашка —. 
лист, трава, крокодил —. 
"Подбери словечко"
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. 
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; "старый"… (дом, пень, человек, ботинок) ; "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть) ; "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка) ; "свежее"… (молоко, мясо, варенье) ; "старое"(кресло, сиденье, окно) .
«Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и пр. 
«Угадай сказку»
Взрослый говорит ребенку несколько слов. Ребенок должен сказать о какой сказке идет речь. Например:
Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева») .
Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво») .
Мышонок, лошадь, щука, свинка, кошка («Сказка о глупом мышонке») .

«Составь предложение»
Взрослый называет слово и предлагает ребенку составить предложение с этим словом. Например: (Цветы) «У нас в группе растут красивые цветы», (Море) «Летом я поеду на море», (Книга) «Бабушка купила мне новую книгу» и т. д. 
«Прохлопай слово»
Взрослый называет слово, а ребенок его проговаривает его по слогам, на каждый слог –хлопок. Например: КАРУСЕЛЬ – КА-РУ-СЕЛЬ, КРОКОДИЛ – КРО-КО-ДИЛ, и т. д. 
«Ловушка»
В этой игре ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в слове заданный слог. Взрослый предлагает ребенку «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он называет слова, если в слове есть заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например слог РО (корова, кровать, паром и т. д.) .
«Чьё всё это? »
Ребенку называют животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? 
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи. 
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи. 
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи. 
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. 
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи. 
«Домики»
Взрослый объясняет ребенку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов. 
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» 
Сухомлинский В. А. 
«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

Картотека речевых игр (средний дошкольный возраст) 
 




Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста

Зачем нужны пальчиковые игры.
«Руки – это видимая часть
полушарий головного мозга»
Э. Кант
Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
«Развитие движений руки способствует развитию речи»
Академик В. М. Бехтерев
«Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. »
М. М. Кольцова – доктор медицинских наук
«. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Академик И. П. Павлов
В работе с детьми по развитию мелкой моторики при помощи пальчиковых упражнений и дидактических игр я ставлю перед собой цели:
способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
повысить уровень речевой компетентности детей,
добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Целевые ориентиры:
Развивать творческие способности;
активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
формировать усидчивость;
создавать эмоциональный положительный настрой;
развивать чувствительность всех органов;
знакомить с сенсорными эталонами;
развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
формировать умение выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
Условия эффективности работы по развитию мелкой моторики
работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе
кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.) ;
клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
кастаньеты для отстукивания ритма;
шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
«моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;
крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
сетки для раковины и разноцветные ленточки;
«липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом) ;
макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Группы пальчиковых игр
1 группа. Упражнения для кистей рук.
-Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
-С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук.
-С их помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое.
Примеры игр: «Заготовим капусту»
«Месим тесто»
«У оленя дом большой»
«Ловкие руки» (с губкой) и т. д.
2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.
-С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.
Примеры упражнений: «Ножницы»
«Очки»
«Коза»
«Зайка»
«Кошка» и т. д.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические.
-С их помощью развивают точную координацию движений.
-С их помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Примеры упражнений: «Семья»
«Пальчики здороваются»
«Этот пальчик хочет спать»
«Мы делили апельсин» и т. д.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Пальчиковый игротренинг по темам
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.
Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т. д.
В работе по развитию мелкой моторики очень эффективно использовать театрализованные игры:
-пальчиковый театр,
-перчаточный театр,
-настольный театр,
-бибабо.
Работа с родителями
Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы.
Привлечь родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, организовать помощь в изготовлении игр и пособий.
Пригласить родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов.
Подготовить папку передвижку для ознакомления родителей с пальчиковыми играми.
Данные игры помогают развитию мелкой моторики, развивают речь, звукопроизношение, интонационную выразительность речи.



Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Игра-викторина по сказкам "Добро побеждает зло"                                                     
                                                                    Презентация к конспекту



Рaзвитиe речи дoшкoльника через мнемoтаблицы
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихoтворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-тo, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючoк, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки.
Что такое мнемoтехника?
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемoтаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:
  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1.     Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2.     Преобразование образов в символы.
3.     Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4.     Развитие мелкой моторики.
Использование мнемотаблиц в детском саду
 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).
Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),
Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),
С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),
Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!
(Слова народные)
Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.
Например: рассказ о себе.
1.     Меня зовут_____________. Маму зовут____________. Папа_______________.
2.     У меня есть младший (старший) брат (сестра)___________________________.
3.     Мама работает______________, а папа_________________________________.
4.     Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка______ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
5.     Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
6.     Мы очень любим свою семью.
При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам из книжки, потом они сами научились схематически изображать текст для пересказа.
В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко пересказать любой текст.
Что дает мнемотехника?
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий