Дидактические игры по развитию речи дошкольников
Цель дидактической игры: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
«Часть и целое»Вариант 1
Взрослый называет часть предмета, а ребенок должен назвать этот предмет. Например: крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
Вариант 2
Взрослый говорит начальную часть какого-нибудь слова. Ребенок заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
«Кто больше? »
Попросите ребенка назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы (С, А, И, Р, и т. д.) или слога (ПА, МА, РА и т. д.) . Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
«Противоположности»
Попросите ребенка называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
«Чем отличаются предметы? »
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
«Что общее? »
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи) ;
ромашка, тюльпан (цветы) ;
слон, собака (животные) .
У трех предметов:
мяч, солнце, шар —.
тарелка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —.
"Подбери словечко"
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; "старый"… (дом, пень, человек, ботинок) ; "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть) ; "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка) ; "свежее"… (молоко, мясо, варенье) ; "старое"(кресло, сиденье, окно) .
«Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и пр.
«Угадай сказку»
Взрослый говорит ребенку несколько слов. Ребенок должен сказать о какой сказке идет речь. Например:
Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева») .
Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво») .
Мышонок, лошадь, щука, свинка, кошка («Сказка о глупом мышонке») .
«Составь предложение»
Взрослый называет слово и предлагает ребенку составить предложение с этим словом. Например: (Цветы) «У нас в группе растут красивые цветы», (Море) «Летом я поеду на море», (Книга) «Бабушка купила мне новую книгу» и т. д.
«Прохлопай слово»
Взрослый называет слово, а ребенок его проговаривает его по слогам, на каждый слог –хлопок. Например: КАРУСЕЛЬ – КА-РУ-СЕЛЬ, КРОКОДИЛ – КРО-КО-ДИЛ, и т. д.
«Ловушка»
В этой игре ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в слове заданный слог. Взрослый предлагает ребенку «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он называет слова, если в слове есть заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например слог РО (корова, кровать, паром и т. д.) .
«Чьё всё это? »
Ребенку называют животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
«Домики»
Взрослый объясняет ребенку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Картотека речевых игр (средний дошкольный возраст)
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей
дошкольного возраста
Зачем нужны
пальчиковые игры.
«Руки – это
видимая часть
полушарий
головного мозга»
Э. Кант
Наш
соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
Развитие
мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого
ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже
начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной,
костной и нервной систем организма.
Наукой
доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим
мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты
рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Рука имеет
самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры -
хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм
ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность
и способность сосредоточиться.
«Развитие
движений руки способствует развитию речи»
Академик В.
М. Бехтерев
«Морфологическое
и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием
кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование мелкой
моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и
вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в
двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление
клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами
речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена
рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и
речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной
речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. »
М. М.
Кольцова – доктор медицинских наук
«. развитие
функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих
полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку
речь теснейшим образом связана с мышлением».
Академик И.
П. Павлов
В работе с
детьми по развитию мелкой моторики при помощи пальчиковых упражнений и
дидактических игр я ставлю перед собой цели:
способствовать
работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
повысить
уровень речевой компетентности детей,
добиваться
точности координации движений кистей и пальцев рук.
Целевые
ориентиры:
Развивать
творческие способности;
активизировать
словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с
лексической темой;
формировать
усидчивость;
создавать
эмоциональный положительный настрой;
развивать
чувствительность всех органов;
знакомить с
сенсорными эталонами;
развивать наглядно-образное
мышление, внимание, память;
работать над
пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
формировать
умение выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш,
формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
Условия
эффективности работы по развитию мелкой моторики
работа
должна быть систематичной и постоянной;
-работа
должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа
должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа
должна приносить ребенку радость.
Этапы
разучивания игр:
Взрослый
сначала показывает игру малышу сам;
Взрослый
показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
Взрослый и
ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
Ребёнок
выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
Ребёнок
выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Организация
предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе
кистевые
эспандеры для развития мышечной кисти руки;
прищепки
бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка
и др.) ;
клавиатура
старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных
движений пальцев рук;
кастаньеты
для отстукивания ритма;
шаблоны
(лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
игрушки из
«киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
сухие
бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
«моталочки»-верёвки,
соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам
которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
грецкие
орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;
крупы разных
сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
сетки для
раковины и разноцветные ленточки;
«липучки»
(картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом) ;
макароны и
шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Группы
пальчиковых игр
1 группа.
Упражнения для кистей рук.
-Эти
упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
-С их
помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук.
-С их
помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое.
Примеры игр:
«Заготовим капусту»
«Месим
тесто»
«У оленя дом
большой»
«Ловкие
руки» (с губкой) и т. д.
2 группа.
Упражнения для пальцев условно-статические.
-С их
помощью совершенствуют полученные ранее навыки.
Примеры
упражнений: «Ножницы»
«Очки»
«Коза»
«Зайка»
«Кошка» и т.
д.
3 группа.
Упражнения для пальцев динамические.
-С их
помощью развивают точную координацию движений.
-С их
помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Примеры
упражнений: «Семья»
«Пальчики
здороваются»
«Этот
пальчик хочет спать»
«Мы делили
апельсин» и т. д.
Пальчиковые
игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития
ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему
дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек
построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда
бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение
своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.
Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий,
рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде,
удивительную, движущуюся стихию жизни.
Пальчиковый
игротренинг по темам
Пальчиковый
тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным,
динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в работе с детьми относятся
развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование,
сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со
сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением
дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного
материала, потому что задания превращаются в занимательную игру:
«пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.
Интерес и
яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге.
Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками,
камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих
материалов в картинки радуют детей. Предложенные игры сначала можно
использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.
Проводя
пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват
указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем
воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек,
спичек, геометрических фигур, крупы и т. д.
В работе по
развитию мелкой моторики очень эффективно использовать театрализованные игры:
-пальчиковый
театр,
-перчаточный
театр,
-настольный
театр,
-бибабо.
Работа с
родителями
Ознакомить
родителей с целями и задачами, с планом работы.
Привлечь
родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики,
организовать помощь в изготовлении игр и пособий.
Пригласить
родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов.
Подготовить
папку передвижку для ознакомления родителей с пальчиковыми играми.
Данные игры
помогают развитию мелкой моторики, развивают речь, звукопроизношение, интонационную
выразительность речи.
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Игра-викторина по сказкам "Добро побеждает зло"
Презентация к конспекту
Рaзвитиe речи дoшкoльника через мнемoтаблицы
Как вы
думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихoтворений и
правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов?
Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем
шла речь, а другие забыли? А слушали-тo, в общем, внимательно! И как найти
нечто, похожее на крючoк, способный зацепить знания и
удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс
запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки.
Что такое мнемoтехника?
Если ребенок
молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
Ушинский К.Д.
Мнемотехника
в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.
Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное
запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается
картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку,
пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные
знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Педагоги и
родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники,
при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при
заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д.Ушинский
писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету”.
Метод мнемoтаблиц
помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала
практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,
предложений и текстов.
Мнемотаблицы:
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
- их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью
мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение
словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и
образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Использование мнемотаблиц в детском
саду
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от
простого к сложному».
Мнемотаблицы
очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.
Например,
для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать
такую мнемотаблицу:
Как у
бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову,
говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную
мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем
стоящим справа и слева).
Каша пшенная
с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем
правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок
поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),
Каша пшенная
с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая —
«дымок»),
С хлебом
(правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони
смотрит вниз — «ломоть хлеба»),
С маслом
(левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),
С молоком
(соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук —
«кружка»).
Взяли мы
большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны —
две «ложки»),
Съели все до
самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки»
ко рту)!
Вот какая
каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки
Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!
(Слова народные)
(Слова народные)
Таким
образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам,
пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не
поймаешь.
Очень удобно
пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.
Например:
рассказ о себе.
1. Меня зовут_____________. Маму
зовут____________. Папа_______________.
2. У меня есть младший (старший) брат
(сестра)___________________________.
3. Мама работает______________, а
папа_________________________________.
4. Моя бабушка_____________________
умеет вязать и шить, а дедушка______ любит заниматься в саду и мастерить
что-нибудь из дерева.
5. Мы с братом (сестрой) любим отдыхать
на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в
лес.
6. Мы очень любим свою семью.
При
составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам.
Схемы и
символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую
информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться,
воспроизводить её.
Сначала мы с
детьми пересказывали по картинкам из книжки, потом они сами научились
схематически изображать текст для пересказа.
В итоге
работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные
картинки и могли легко пересказать любой текст.
Что дает мнемотехника?
В результате
использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо
помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка.
И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии
речи дошкольника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий